image
ко всем историям успеха

Сервис автоматической выдачи экспортных и импортных лицензий для Министерства промышленности РФ

Проект

ГИСП — Государственная информационная система промышленности, которая включает в себя десятки подсистем и продолжает постоянно развиваться и обрастать новыми сервисами. Это торговые и закупочные площадки, отраслевые порталы, информационно-аналитические и учётные системы, реестры, атласы и навигаторы.

Целью нового проекта была разработка сервиса лицензирования — комплекса автоматизации процессов выдачи лицензий и других разрешительных документов для экспорта и импорта товаров. Результатами проекта должны были стать:

  • унификация и стандартизация процесса выдачи разрешительных документов для разных товарных групп;
  • полный перевод услуги в электронный вид;
  • минимизация трудозатрат и ускорение процессов при взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ).

Участники проекта:

Функциональный заказчик — Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России)
Технический заказчик — ФГАУ «Российский фонд технологического развития» (ФРП)

Задачи

Новый сервис должен был решить три главные задачи.

Унификация и стандартизация
Сервис должен работать с 27 товарными группами, требующими разрешительной документации на ввоз и вывоз. За каждую группу отвечает свой ФОИВ, причём у каждого ФОИВ свой собственный процесс выдачи разрешений. Заказчик хотел стандартизировать все разрозненные процессы, привести к единому регламенту выдачи лицензий для любой товарной группы, будь то вывоз рыбы или ввоз радиодеталей.

Экономия трудозатрат экспертов
В системе работают эксперты, которые сверяют данные в заявлении с данными, пришедшими от ФОИВ. Одна из задач проекта — максимально автоматизировать процесс верификации за счёт внедрения форматно-логического контроля (ФЛК), чтобы до экспертов доходила только выверенная и верифицированная информация. Заявления с ошибками должны автоматически отклоняться. Это значительно экономит рабочее время экспертов.

Повышение прозрачности процессов
Ещё одна задача — сделать процесс максимально прозрачным и контролируемым. Для этого требовалось реализовать статусную модель, в которой подробно и точно указаны текущие статусы, контрольные сроки и ответственные по каждому заявлению.

Реализация

Для реализации заявленного функционала мы доработали наш модуль TOT Воронка, в котором настроили формы заявок с форматно-логическим контролем полей (ФЛК), бизнес-процессы по созданию и ведению двух бизнес-объектов — Заявления и Лицензии, включая экзекьюторы (правила автопереходов по статусам). При помощи нашей же шины интеграции TOT Mix мы имплементировали модуль в инфраструктуру ГИСП и обеспечили его взаимодействие со всеми задействованными внешними системами через шлюз системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Автоматизация процессов
В целом автоматизируемый процесс выглядит так:

  1. Пользователь подаёт заявление на получение лицензии в самом сервисе или внешней ИС и прикладывает необходимые документы.
  2. Документы сверяются в соответствующих ФОИВ, и если всё верно, то пользователь оплачивает пошлину.
  3. После проверки заявления экспертами инициализируется оформление лицензии, которая затем заверяется электронной подписью и направляется заявителю.
Схема бизнес-процессов обработки заявления и выдачи лицензии
Схема бизнес-процессов обработки заявления и выдачи лицензии

Интеграция сервиса лицензирования с другими ИС
Заявление на выдачу лицензии можно подать прямо в сервисе, зарегистрировавшись в нём. Однако в сервис была изначально заложена возможность создания объекта по внешнему событию как основного способа получения заявлений.

Схема интеграций сервиса лицензирования с другими ИС
Схема интеграций сервиса лицензирования с другими ИС

В большинстве случаев заявление подаётся через Российский экспортный центр (РЭЦ) или Единый портал госуслуг (ЕПГУ). В сервис оно попадает в виде двух XML-файлов — данные формы и приложенные документы. Сервис автоматически запрашивает верификацию заявления в соответствующем ФОИВ, проверяет факт оплаты заявления через Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) и отсутствие налоговой задолженности заявителя в Федеральной налоговой службе (ФНС).

Форматно-логический контроль заявлений
При поступлении в сервис заявление раскладывается на множество кодов и атрибутов и сверяется со значениями в справочнике. Выявленные несоответствия подсвечиваются и снабжаются подробными описаниями ошибок. На следующий этап заявление переходит только после исправления всех ошибок.

Проверка комплектности документов
Каждой товарной группе соответствует свой собственный перечень предоставляемых документов, и система проверяет соответствие списка приложенных файлов регламентному. Подробный список недостающих документов отображается в интерфейсе, а соответствующее уведомление немедленно отправляется заявителю. Только после приведения приложенных документов в соответствующий вид заявление отправляется на экспертизу.

Автоматические переходы заявления по статусам
Экзекьюторы практически полностью автоматизируют процесс рассмотрения заявления, сводя к минимуму вмешательство человека. Эксперт подключается к цепочке согласований в самом конце. Но если все требования к заявлению соблюдены, то его участие зачастую не требуется, кроме случаев согласования товаров, требующих особого надзора.

Схема прохождения заявления через экзекьюторы
Схема прохождения заявления через экзекьюторы

Новый сервис печатных форм
Поскольку использование MS Word для работы с документами в сервисе государственных услуг было невозможно, мы реализовали генератор печатных форм в виде встроенного веб-браузера, в котором документы верстались по предустановленным шаблонам в виде HTML-страниц и затем сохранялись в PDF.

Итог

Проект оказался сложнее, чем казалось изначально. Множество обсуждений и согласований, усложняющиеся требования и новые подробности держали команду в постоянном тонусе. Но полученный опыт определённо того стоит. Сервис оброс многочисленными проверками и кастомной бизнес-логикой разной степени сложности.

Быстрые согласования
Раньше на взаимодействие с ФОИВ Минпромторг тратил примерно 2 недели — запрос, верификация разрешительного документа, утверждение. Сейчас это делается через СМЭВ буквально за несколько минут. Настроено взаимодействие с тремя ФОИВ: МВД, Росрыболовство, Росприроднадзор. Система автоматически сверяет список разрешительных документов заявителя.

Минимальное участие человека
Эксперты теперь подключаются на завершающих стадиях жизненного цикла заявления — только для того, чтобы подтвердить его легитимность. Многочисленные проверки на истинность и актуальность заявки автоматически проводит сам сервис.

Единый регламент
Для всех 27 товарных групп процедура получения разрешительной документации выглядит одинаково, а процесс полностью прозрачен: участники видят, на каком этапе находится заявление прямо сейчас.

Резюме

Изначально мы думали, что для проекта отлично подходит наша TOT Воронка с минимальной кастомизацией. На выходе мы получили мощную RPA-систему с собственной бизнес-логикой, обвешанную проверками и интеграциями, воистину «кашу из топора». И хотя сам процесс разработки был непростым, результат того стоит — это классный сервис госуслуг, позволяющий фантастически быстро получать лицензии на внешнеторговую деятельность. Наша команда при этом получила богатейший опыт организации интеграции ПО с государственными информационными системами.

Сервис автоматической выдачи экспортных и импортных лицензий для Министерства промышленности РФ

Центр защиты прав и интересов детей

Министерство промышленности Российской Федерации (Минпромторг России) — федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функции выработки государственной политики, регулирования, поддержки и обеспечения промышленности, торговли и экспортной деятельности. Министерство также оказывает государственные услуги, используя собственные цифровые сервисы, крупнейший из которых — Государственная информационная система промышленности (ГИСП).

minpromtorg.gov.ru

Связаться с нами

Москва
Екатеринбург