Вуз как школа предпринимательства

29 марта в «Точке кипения НИТУ МИСиС» прошёл воркшоп, посвящённый вопросам развития технологического предпринимательства в вузах. Наш руководитель группы аналитики Игорь Гриневский принял в нем участие и в рамках дискуссии и обмена мнениями представил своё видение реализации этой задачи.

Игорь выделил три больших этапа превращения студента-первокурсника в предпринимателя.
1. Объединение в студенческие коллективы
Ключевая задача вуза на этом этапе — создание условий и генерация практических задач для объединения студентов в команды. На этой стадии студенты получают запросы от реального бизнеса, менторство профессионалов, учатся генерировать и верифицировать идеи и совместно реализовывать учебные проекты.
2. Создание студенческих стартапов
Студенты, уже получившие базовые академические знания и предпринимательские компетенции, применяют их, создавая стартапы. Стартап может рассматриваться как неотъемлемая часть учебного процесса. Студенческие проекты поддерживают внешние эксперты и бизнес-консультанты, трекеры и преподаватели вуза, а сам вуз предоставляет свои научно-производственные мощности для прототипирования и разработки MVP. Перспективные стартапы могут попасть в вузовский акселератор или стартап-студию для «дозревания» и получить реальные гранты на развитие. На этом этапе студенты уже активно вовлечены в коллаборацию с бизнесом и могут проходить стажировку или пилотировать свои проекты в реальных компаниях.
3. Коммерциализация и масштабирование
Выпускник вуза нового времени должен быть квалифицированным специалистом с развитыми навыками предпринимательства. Такой специалист либо легко найдёт работу — и, как правило, начинает работать ещё до окончания вуза, — либо организует собственный бизнес. Задача вуза на этом этапе — обеспечивать тесную коллаборацию талантливых студентов и учёных с инвесторами и институтами развития. «Собственный бизнес как диплом» — почему нет?
Реализация такого подхода требует привлечения огромного числа внешних контрагентов — от частных экспертов до компаний-партнёров и фондов развития. Для создания работающих механизмов сотрудничества людей, команд и компаний потребуется разработка единой цифровой платформы, объединяющей в себе десятки инструментов. Это хоть и масштабная, но вполне посильная задача. А перспектива редизайна системы образования хотя бы на базе одного прогрессивного вуза — будоражит.


