Сервис автоматической выдачи экспортных и импортных лицензий для Министерства промышленности РФ
Проект
ГИСП — Государственная информационная система промышленности, которая включает в себя десятки подсистем и продолжает постоянно развиваться и обрастать новыми сервисами. Это торговые и закупочные площадки, отраслевые порталы, информационно-аналитические и учётные системы, реестры, атласы и навигаторы.
Целью нового проекта была разработка сервиса лицензирования — комплекса автоматизации процессов выдачи лицензий и других разрешительных документов для экспорта и импорта товаров. Результатами проекта должны были стать:
- унификация и стандартизация процесса выдачи разрешительных документов для разных товарных групп;
- полный перевод услуги в электронный вид;
- минимизация трудозатрат и ускорение процессов при взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ).
Участники проекта:
Функциональный заказчик — Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России)
Технический заказчик — ФГАУ «Российский фонд технологического развития» (ФРП)
Задачи
Новый сервис должен был решить три главные задачи.
Унификация и стандартизация
Сервис должен работать с 27 товарными группами, требующими разрешительной документации на ввоз и вывоз. За каждую группу отвечает свой ФОИВ, причём у каждого ФОИВ свой собственный процесс выдачи разрешений. Заказчик хотел стандартизировать все разрозненные процессы, привести к единому регламенту выдачи лицензий для любой товарной группы, будь то вывоз рыбы или ввоз радиодеталей.
Экономия трудозатрат экспертов
В системе работают эксперты, которые сверяют данные в заявлении с данными, пришедшими от ФОИВ. Одна из задач проекта — максимально автоматизировать процесс верификации за счёт внедрения форматно-логического контроля (ФЛК), чтобы до экспертов доходила только выверенная и верифицированная информация. Заявления с ошибками должны автоматически отклоняться. Это значительно экономит рабочее время экспертов.
Повышение прозрачности процессов
Ещё одна задача — сделать процесс максимально прозрачным и контролируемым. Для этого требовалось реализовать статусную модель, в которой подробно и точно указаны текущие статусы, контрольные сроки и ответственные по каждому заявлению.
Реализация
Для реализации заявленного функционала мы доработали наш модуль TOT Select, в котором настроили формы заявок с форматно-логическим контролем полей (ФЛК), бизнес-процессы по созданию и ведению двух бизнес-объектов — Заявления и Лицензии, включая экзекьюторы (правила автопереходов по статусам). При помощи нашей же шины интеграции TOT Mix мы имплементировали модуль в инфраструктуру ГИСП и обеспечили его взаимодействие со всеми задействованными внешними системами через шлюз системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
Автоматизация процессов
В целом автоматизируемый процесс выглядит так:
- Пользователь подаёт заявление на получение лицензии в самом сервисе или внешней ИС и прикладывает необходимые документы.
- Документы сверяются в соответствующих ФОИВ, и если всё верно, то пользователь оплачивает пошлину.
- После проверки заявления экспертами инициализируется оформление лицензии, которая затем заверяется электронной подписью и направляется заявителю.

Интеграция сервиса лицензирования с другими ИС
Заявление на выдачу лицензии можно подать прямо в сервисе, зарегистрировавшись в нём. Однако в сервис была изначально заложена возможность создания объекта по внешнему событию как основного способа получения заявлений.

В большинстве случаев заявление подаётся через Российский экспортный центр (РЭЦ) или Единый портал госуслуг (ЕПГУ). В сервис оно попадает в виде двух XML-файлов — данные формы и приложенные документы. Сервис автоматически запрашивает верификацию заявления в соответствующем ФОИВ, проверяет факт оплаты заявления через Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) и отсутствие налоговой задолженности заявителя в Федеральной налоговой службе (ФНС).
Форматно-логический контроль заявлений
При поступлении в сервис заявление раскладывается на множество кодов и атрибутов и сверяется со значениями в справочнике. Выявленные несоответствия подсвечиваются и снабжаются подробными описаниями ошибок. На следующий этап заявление переходит только после исправления всех ошибок.
Проверка комплектности документов
Каждой товарной группе соответствует свой собственный перечень предоставляемых документов, и система проверяет соответствие списка приложенных файлов регламентному. Подробный список недостающих документов отображается в интерфейсе, а соответствующее уведомление немедленно отправляется заявителю. Только после приведения приложенных документов в соответствующий вид заявление отправляется на экспертизу.
Автоматические переходы заявления по статусам
Экзекьюторы практически полностью автоматизируют процесс рассмотрения заявления, сводя к минимуму вмешательство человека. Эксперт подключается к цепочке согласований в самом конце. Но если все требования к заявлению соблюдены, то его участие зачастую не требуется, кроме случаев согласования товаров, требующих особого надзора.

Новый сервис печатных форм
Поскольку использование MS Word для работы с документами в сервисе государственных услуг было невозможно, мы реализовали генератор печатных форм в виде встроенного веб-браузера, в котором документы верстались по предустановленным шаблонам в виде HTML-страниц и затем сохранялись в PDF.
Итог
Проект оказался сложнее, чем казалось изначально. Множество обсуждений и согласований, усложняющиеся требования и новые подробности держали команду в постоянном тонусе. Но полученный опыт определённо того стоит. Сервис оброс многочисленными проверками и кастомной бизнес-логикой разной степени сложности.
Быстрые согласования
Раньше на взаимодействие с ФОИВ Минпромторг тратил примерно 2 недели — запрос, верификация разрешительного документа, утверждение. Сейчас это делается через СМЭВ буквально за несколько минут. Настроено взаимодействие с тремя ФОИВ: МВД, Росрыболовство, Росприроднадзор. Система автоматически сверяет список разрешительных документов заявителя.
Минимальное участие человека
Эксперты теперь подключаются на завершающих стадиях жизненного цикла заявления — только для того, чтобы подтвердить его легитимность. Многочисленные проверки на истинность и актуальность заявки автоматически проводит сам сервис.
Единый регламент
Для всех 27 товарных групп процедура получения разрешительной документации выглядит одинаково, а процесс полностью прозрачен: участники видят, на каком этапе находится заявление прямо сейчас.
Резюме
Изначально мы думали, что для проекта отлично подходит наш TOT Select с минимальной кастомизацией. На выходе мы получили мощную RPA-систему с собственной бизнес-логикой, обвешанную проверками и интеграциями, воистину «кашу из топора». И хотя сам процесс разработки был непростым, результат того стоит — это классный сервис госуслуг, позволяющий фантастически быстро получать лицензии на внешнеторговую деятельность. Наша команда при этом получила богатейший опыт организации интеграции ПО с государственными информационными системами.
Сервис автоматической выдачи экспортных и импортных лицензий для Министерства промышленности РФ

Министерство промышленности Российской Федерации (Минпромторг России) — федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функции выработки государственной политики, регулирования, поддержки и обеспечения промышленности, торговли и экспортной деятельности. Министерство также оказывает государственные услуги, используя собственные цифровые сервисы, крупнейший из которых — Государственная информационная система промышленности (ГИСП).
minpromtorg.gov.ruИспользуемые продукты
Связаться с нами
Спасибо
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время